ВСТУПЛЕНИЕ
Настоящий мануал - это не обязательное правило, а скорее руководство к действию. Если вы хотите быть эльфийкой в полупрозрачной органзе и с двухметровым анимешным мечом - пожалуйста, только потом не говорите, что на вас криво смотрят.
Я высказываю все здесь кратко и сжато, без подробного доказательства, поэтому придется принимать все на веру.
С мастером согласовано.

ОБ ОДЕЖДЕ
Толкин в своих произведениях описывал время, по развитию своему аналогичное классическому Средневековью. Поэтому забудьте о брюках, стоячих воротниках, шляпках и прочих анахронизмах. Жилетки хоббитов оставим на совести Профессора.
Сначала о тканях. Забудьте о шифоне, органзе и прочей современности. Лен - основа для любой одежды тех времен. Его носили все, начиная с крестьян и кончая королями. Шерсть и сукно также широко использовались для теплой верхней одежды. Шелк, атлас, хлопок, парча, меха - уже материалы исключительно для состоятельных людей. Кожа более доступна, но на мой взгляд в ней душновато, спариться можно.
С окраской тканей дело обстояло довольно просто - что вокруг есть, то и используем. Выйдите в парк летом и посмотрите вокруг. Каких цветов вокруг вас природа? Правильно, оттенки зеленого, коричневого. С черным и несколько проблемней, красный - цвет исключительно воинский. Наиболее сложно с синим - именно поэтому он и является благородным цветом. Итог: зеленый, желтый, коричневый, черный, красный и синий - с простыми оттенками (плюс неокрашенный и беленый лен).
Нижнее белье должно состоять из двух элементов - трусов-брэ и рубахи-камизы (см. рис.). Они делались из небеленого (для простого люда) или белого (для жителей с достатком) льна. Длина камизы должна быть как минимум до середины бедра - все остальное откровенная порнография. Благородные люди редко показывались в нижнем белье - только в бане или дома.
Верхняя одежда может быть достаточно разнообразна, хотя любители безумных выкроек опять будут недовольны. Самый простой вариант - опять же рубаха классического покроя, она же в длинном варианте - котта. Главное требование - верхняя рубаха должна прикрывать камизу полностью. Женщины должны носить котту почти до самых пяток. Выделиться покроем было в те времена сложно, поэтому различия в одежде должны быть в материалах, в их качестве, а также в украшениях. Вышивкой украшали в первую очередь воротники и рукава. В Восточной Империи (к которой близок Гондор по словам самого Толкина) любили обсыпать одежду драгоценными камнями, а узоры на ней свидетельствовали о статусе человека. Кроме рубахи/котты, можно выделить также коттарди, мужское и женское сюрко, гарнаш. Мужской вариант сюрко был еще и военной одеждой, той самой гербовой накидкой поверх кольчуги (иногда называют кот-д-армс, но я привык к слову сюрко).
На голову надевали каль (чепец), поверх него - шапочку-таблетку или худ (шаперон). Мужчинам ходить с непокрытыми волосами разрешается, женщинам (особенно благородным) лучше закрывать их. У Толкина многие любили носить головные обручи и хайратники, только не переусердствуйте - в первую очередь такая вещь нужна ремесленникам, чтобы длинные волосы не мешали работать.
Перейдем к ногам. В первую очередь стоит упомянуть шоссы. Это в первую очередь мужская одежда, сшитая из шерсти (чтобы тепло было) и закреплявшаяся веревочками на брэ. Почему они раздельные и не стыдно ли мужчине носить то, что мы обычно представляем как женские чулки? Нет, отнюдь, шоссы - это тепло, удобно, мужественно и практично (кхм, чтобы, пардон, в туалет проще ходить - это сейчас у вас есть пуговицы и молния на брюках). Женщины носили шоссы гораздо меньшей высоты, где-то до колена (длинное платье обеспечивало защиту от холода выше) и закреплялись ремешком-подвязкой. Второй вариант - обычные портки, то бишь бесформенные штаны простого покроя. Но это для бомжей любителей пошляться по лесам в поисках эльфийских принцесс и простолюдинов.
На ноги можно надевать все что угодно, кроме лаптей. Но помните - обувь в те времена была мягкой, никакой жесткой литой подошвы нет. Каблук был условным - попросту прибитый короткими гвоздями кусок из толстой кожи. В холодное время под обувь вдобавок к теплым шоссам надевали вязаные шерстяные носки. Сапоги носили в первую очередь те ездил на конях, а также зажиточные люди. В условиях леса высокие сапоги не очень удобны - любой прокол означает выход обуви из строя, а поверхность сапог больше, чем у невысоких ботинок.
Подпоясаться можно ремнем. Тканевые пояса больше любили на Руси, на Западе - кожаные у мало-мальски приличных людей и простая веревка у монахов или совсем бедных товарищей. Два обязательных элемента пояса - хвостовик и пряжка, естественно. Делались они из меди. Витиеватость и сложность узора - опять же показатель статуса и богатства. Кто мог себе позволить, украшал ремень медными накладками, совсем богатые люди могли заказать себе накладки из бронзы, серебра или даже золота. Порой люди носили два ремня - один, самый простой, действительно поддерживал одежду, второй, богато украшенный, выставлялся напоказ.
На ремне обязательно должна быть поясная сумка. Никаких карманов нет, поэтому все складывается туда. Если женщины в пафосных платьях на благородных мероприятиях еще могли без них обойтись, то в походе и в обычной жизни это незаменимый предмет обихода. Столовый нож, ложка, огниво, нитка с иголками, расческа, пуговицы, игровой аусвайс - все лежит там. Опять же, изысканность сумки (точнее, ее отдельных элементов) определяется статусом ее владельца.
Для сохранения тепла собственной мягкой тушки рекомендуется надевать плащ. Его выкраивали из сукна полукругом или полным кругом, чтобы можно было удобно закрыться. Капюшон на него навешивали редко, так как худ существует отдельным элементом одежды.
Напоследок хочется сказать о том, что желающие могут уделить свое пристальное внимание узорам, которые украшают их одежду. Мир Профессора наполнен символизмом и орнаменты имеют немалое значение - подчас в них больше сакрального, чем просто красивого.

ОБ ОРУЖИИ
Первое - забудьте о подобной ереси и сумасшествии. Второе - выкиньте из головы катану и прочую восточную чепуху, которую выдают вам за супероружие в рыночном псевдояпонском творчестве.
Начнем с самого простого - с копья. Это универсальное оружие, которое подходит всем. Оно делается просто, требует немного драгоценного железа, может проткнуть тушку как грязного орка, так и благородного рыцаря. Вариантов наконечников достаточно много. В первую очередь на хорошем копье у самого наконечника будут металлические штыри (они как-то называются, но я запамятовал), которые смахивают на гарду меча. Это делалось для того, чтобы лезвие не проникало в тело противника слишком глубоко (возникает опасность застревания). Оптимальная длина древка, опробованная в бою, - 2 метра, я это гарантирую. Но помните, копье в первую очередь оружие оборонительное и подходящее для строя. Если вы остались один на один с копьем против щитника - ройте могилу или бегите.
Кавалерийское копье - отдельная тема для разговора. В ходе сшибки у всадника нет шанса и времени вытащить копье из тела противника (а застрянет оно глубоко, поверьте), поэтому их зачастую делали из хрупкого дерева, которое переламывалось, оставляя в неприятеле дырку, наконечник и кусок древка в качестве бонуса.
Пройдемся дальше по древковому оружию. Алебарда - это звучит гордо. Проблема в том, что она появилась у пехоты тогда, когда рыцари начали превращаться в тяжелобронированных латников, проткнуть которых было проблематично. А это век XIV, что немного для нас поздновато. В общем и целом использовать ранние варианты алебард можно, но у Людей Запада попросту нет таких бронированных противников, которые требуют поглаживания алебардой по шлему.
А теперь к мечам. Мечи бывают самые разные. Опять же, рассматривать имеет смысл только изделия Европы и Ближнего Востока (для харадримов, истерлингов и т.д.). Первая аксиома, которую вам нужно запомнить, - эльфы не использовали кривых мечей или саблей (вероятность такого у Людей Запада также маловероятна). Второе - меч оружие дорогое и благородное. Технология изготовления хорошего меча сложна и доступна далеко не всем. Это не только оружие, но и признак статуса, присущий в первую очередь людям благородным. Не стоит увлекаться украшениями меча - это все-таки орудие убийства, а не елочная игрушка, он должен быть красив в своей строгости и минимализме. Драгоценные камни и вязь рунами оставьте для пафосных артефактов древности. Одноручный меч длиннее 90-100 сантиметров не имеет особого смысла, оптимальная длина полутораручного меча (бастарда) - 110 см. Двухметровые цвайхандеры, клейморы, эстоки и фламберги оставьте в стороне (особенно если вы хрупкая девушка) - эти виды мечей были придуманы в позднее Средневековье и предназначались для дикой рубки длиннющих пик или пробивания полностью металлических фулл-плейт доспехов. Гарда меча должна быть простой, никаких завитушек эфеса, которые начали появляться только с XVI века, не надо. Меч обязательно должен носиться в ножнах, за ним нужно ухаживать и не допускать зазубрин и сколов (поэтому нельзя принимать удар на меч четко навстречу - испортите такое оружие! в технике защиты мечом собственно клинок имеет лишь вспомогательное значение, как последняя защита, главное - это движение и т.н. "слив", т.е. легкое перенаправление удара противника). Для чистого пехотинца удобнее всего носить меч почти вертикально вниз на перевязи через плечо, для офицера или всадника - на бедре, с небольшим отклонением. Никогда не носите меч за спиной, как бы пафосно не было вытягивать его оттуда. Длины вашей руки попросту не хватит, чтобы вытащить весь клинок. Так в свое время носили разве что упомянутые выше огромные двуручники и то только в походе, в бою же их клали на плечо. Напоследок: упертые катаноиды могут просмотреть статью на википедии, которая может разубедить их в своем презрении к европейским мечам. Другим она будет также полезна для общего развития.
Другая полезная вещь - это кинжал или короткий меч. Особенно в ближней свалке, когда с длинным мечом не развернуться. Щитникам очень полезен экет, аналог гладия у дунэдайн, который можно вытащить из ножен, не раскрывая щита (именно поэтому легионеры носили гладий на правой стороне). Кроме того, кинжал зачастую имел и хозяйственное применение - разрезать мясо, освежевать кого-нибудь и т.д.
Шестоперы, клевцы, моргенштерны и прочее дробящее оружие в принципе возможно, но опять же - особого смысла нет в виду отсутствия рыцарей в готических доспехах.
Топоры стоит помянуть отдельно. Видов их достаточно много, чего стоит только бродэкс - такой северный топорик на длинной рукояти. Сложность боя с топором состоит в том, что удар у вас будет только один. Баланс отсутствует напрочь, поэтому промахнетесь - вас изрубят на кусочки.
Лук - вещь серьезная. Забудьте про всякую фэнтэзийную чушь, которая больше напоминает чей-то ночной кошмар. Делать лук несложно, но из первого попавшегося дерева вы себе оружие не соорудите. Сложносоставные монгольские/ближневосточные луки делались вообще из нескольких видов материала, включая даже кости, но они вряд ли будут встречаться у эльфов или людей, так как предназначались исключительно для тактики обстрела конными лучниками, которая у защитников добра в Арде отсутствует напрочь. Английский длинный лук (longbow) - вещь отличная для пробивания доспехов вместе с противником, но натягивается тяжело, далеко не все девушки могут сделать это едва до левого плеча. И еще - лук надо беречь от сырости и держать в согнутом состоянии как можно меньше. О стрельбе "а ля Леголас в фильме" можно забыть.
Что касается стрел, то это тоже своего рода высокотехнологичный процесс (возьмите напильник и прямоугольный в сечении деревянный штапик; взяли? отлично, а теперь обработайте его в сечении до круга на всю длину и причем равномерно), так что на коленке в лесу их не сделать. Поэтому Леголас ходит после битвы и собирает стрелы с трупов. Наконечников множество - для незащищенной цели, для бронированной, для оглушения и т.д. Колчан можно разместить как за спиной, так и на поясе. Первое удобнее в походе, во втором случае очень удобно выбирать нужную стрелу (если с разными наконечниками) и вытаскивать их из колчана.
Кроме того, настоящий лучник должен не забыть взять перчатку (или просто кожаную накладку на пальцы) для натягивания и наруч на внутреннюю сторону левой руки - иначе его/ее изящные пальчики будут грубыми и мозолистыми, а запястье превратится в перманентный синяк.
Щит - это тоже оружие. А как вы еще думали? Им можно ударить. Иногда даже сильно и в челюсть, а также подпирать впереди стоящих товарищей по оружию. Щиты делались на деревянной основе, покрывались кожей и тканью. Кромки покрывались металлическими полосами крайне редко. Почему? Как сказал мне ливинг хистори викинг в деревне Foteviken, железо - материал дорогой, а щит - вещь расходная. При активном использовании на современных маневрах он выносится за год-два. А представьте, каково это было в более жестких условиях реального боя? Поэтому стальных полос по краю щита лучше не надо. Главная металлическая часть щита - это умбон. Он применялся в основном на круглых или каплевидных щитах. Круглые щиты (в простонародье "печеньки") удобны для пехоты, маневренного боя. Большие каплевидные (или миндалевидные) и треугольные - для тяжелой конницы и пеших латников в строю. "Капли" были наиболее популярны в норманнское время (X-XI век) и закрывали рыцаря на коне от самого плеча до ног, висели на левом предплечье практически мертвым грузом. "Треугольники" более удобны для пеших латников. Оптимальная высота - от плеча до колена для чисто пешего строя, от плеча до паха - для любителей большего маневра. Треугольные щиты обязательно гнутые. Выемки с краев, как здесь, делались в первую очередь для того, чтобы класть туда копье на время копейной сшибки на турнирах, поэтому они возможны только с левой стороны, и то не для боя. Павезы и прочие ростовые (башенные) щиты появились в XIV веке и были предназначены для защиты

Отредактировано Кириандиль (2010-12-02 13:12:57)